Ford Model T — первый массовый автомобиль

В 1999 году автомобиль Ford модели T признали самым выдающимся автомобилем 20 века более 120 известных экспертов из 32 стран мира.

Эта машина оказал огромное влияние на развитие не только автопрома, но цивилизации вообще. Г.Форд, чья фамилия однажды чуть не стала синонимом “автомобиль”, распространил эти средства передвижения по всему миру, сделав их недорогими, мощными, доступными каждому.

История жестянки Лиззи

Сегодняшняя известнейшая компания Ford Motor Company возникла в 1903 году и выпускала различные автомашины — дешевые, дорогие, эффективные, маломощные, роскошные, простые. Постепенно у Г.Форда созрел план выпустить массовую серию автомобилей средней мощности, доступные практически любому слою населения.

В 1908 году  был выпущен первый автомобиль форд модели T, прозванный Жестянкой Лиззи. Одна из версий происхождения названия отсылает к самой распространенной кличке рабочих лошадей — Лиззи. Форд собрал максимально дешевый автомобиль, однако не поступился его крепостью и безопасностью.

Своей надежностью Ford T обязан первому случаю промышленного шпионажа, совершенного самим Фордом. Он часто бывал на гонках, и на одной из них его удивил автомобиль, который, перевернувшись несколько раз, тем не менее не развалился. Оказалось, дело в раме, точнее, в ее материале: легкий, но очень прочный металл, железо с добавлением ванадия. С места аварии Форд унес образец материала, производство которого в скором времени наладил у себя на заводе как основу для каркаса машины.

5 лет начиная с 1908 года форд модели T собирался почти вручную, каждый автомобиль стоил чуть больше 800$, что было по тем временам очень дорого. В те годы выпуском автомобилей занималось более 400 различных заводов, средняя цена автомобиля составляла 2000$.

В 1913 году завод Ford Motor Company установил у себя конвейер — невероятное новшество, в результате чего объем производства вырос в десятки раз, а цена уменьшилась до 260$ в 1925 году. Автомобиль такой стоимость вполне мог себе купить любой рабочий, скопив за пару месяцев из заработной платы.

Что интересно, с 1914 по 1926 годы автомобили Ford T продавали лишь в одном цвете: черном, что объяснялось стойкостью  этой краски и ее низкой ценой. Создатель автомобиля считал, что черный форд — признак стиля.

С 1914 года форды начали впервые выпускаться с кузовом седан, однако спросом он не пользовался из-за неудобно расположенных дверей посередине корпуса. Самой продаваемой моделью стал Ford T с открытым кузовом фаэтон.

Уже к 1921 году количество продаж Жестянок Лиззи превысило 1,5 млн экземпляров, а всего через два года достигло рекордных 2 млн. С автогигантом в то время не мог соперничать никто. Продажи были настолько высокими, что в течение практически десяти лет у Форда не было вообще никакой рекламы нигде.

Г.Форд решил не останавливаться на родной стране, открыв филиалы своего завода в Англии (1911) и Германии (1926) — именно таким образом начал свое существование еврофорд, который с течением времени все больше отдалялся по дизайну и характеристикам от своего американского родича.

Г.Форд постепенно переиграл самого себя, не учтя психологии потребителя: перейдя на следующий уровень материальных благ, человек желает приобрести лучше того, что у него имеется сегодня. Однако завод Форда мог предложить лишь бюджетные автомашины, малоэффективные и неудобные.

Пойдя на радикальные меры — закрыв завод, лишив на некоторое время своих рабочих оплачиваемого места — Г.Форд совместно с инженерами разработал, а затем выпустил в 1927 году новую модель Ford A с двигателем в 40 л.с., более удобную для водителя и пассажиров — более безопасную, эффективную, мощную.

Технические характеристики

Как уже отмечалось, основу машины составляет рама из стали с добавлением ванадия — легкий, дешевый и прочный материал.

Четырехцилиндровый двигатель объемом в 2,9 литра выжимал до 20 л.с., разгоняя машину до 72 км/ч — очень мощный движок для того времени.

Специально для этого автомобиля была разработана двухскоростная планетарная коробка передач, работавшая от педали. Тормоз был встроен в коробку передач, стопоря задние колеса.

Из особенностей можно отметить специальное приспособление на руле — акселератор.

Ford T — мощная и современная модель для своего времени, однако и она не была лишена недостатков.Так, основным хочется назвать отсутствие бензонасоса и расположение топливного бака выше уровня двигателя, т.е. топливо поступало самостоятельным переливанием, что, конечно, являлось пожароопасным аспектом.

Датчика уровня проектировщики не сделали, так что водители заливали в бак масло до тех пор, пока оно не начинало выливаться через верхнее отверстие.

Помимо этого, ездить в темное время суток на модели T  можно было только на пониженной передаче: лампы фар получали энергию от магнето и горели очень блекло  при недостаточных оборотах двигателя.

Отсутствие нормальных тормозов и деревянные, а потому аварийноопасные, колеса (особенно на бездорожье) также нельзя отнести к достоинствам модели.

Что касается колес, то, хоть они и изготовлялись из специальной артиллерийской закаленной древесины, но все равно трескались и ломались достаточно часто. Водителям приходилось возить в машине не одно, как мы привыкли, а целых два запасных колеса: переднее и заднее. Дело в том, что Ford T имел разные размеры колес сзади и спереди. Но это американский Ford: автомашины, выпускавшиеся в канадском филиале автогиганта, собирались с колесами одного диаметра. Обратите внимание на фото модели Форд:

Ford T имел максимально простые узлы и агрегаты, так что починить заглохший или сломавшийся автомобиль посреди дороги мог любой человек, разбирающийся в технике, имея самое примитивное оборудование.

Долгое время рекорд по количеству продаж Ford T не был побит — более 15 млн экземпляров за неполные 20 лет! Поистине народный автомобиль, символ целой эпохи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *