Willys MB

Виллисами на территории Советского Союза называли небольшие джипы-внедорожники американского производства улучшенной проходимости, широко распространившиеся по Европе с началом Второй Мировой войны.

История

История Виллисов началась в самом начале 20 века, в 1908 году, когда Джон Виллис, менеджер по продаже автомобилей из штата Индиана, выкупил небольшой автомобильный завод Overland и наладил производство машин.

Первыми с конвейера сошли бюджетные легковые автомобили массового производства, которые составили небольшую конкуренцию фордовскому автопрому.

Незадолго до Великой Депрессии в 1930-х гг. у завода Willys Overland начались проблемы экономического свойства.

В самом начале Второй Мировой войны военное командование армии США объявило конкурс на разработку лучшего малогабаритного транспортного средства повышенной проходимости. Администрация Willys Overland приняло решение участвовать в этом конкурсе, что послужило залогом дальнейшего успеха и процветания автозавода.

Всего к конкурсу было приглашено более сотни американских фирм по производству автомобилей, но только три из них решились предоставить прототип согласно техническому заданию — American Bantam, Ford Motor и Willys Overland.

Технические требования к военному автомобилю нового типа были следующие:

  • максимальная скорость: от 80 км/ч
  • вес: 585 кг
  • перевозимый вес: от 270 кг
  • колесная база: 2032 мм
  • колея: 194 мм
  • дорожный просвет: 60 мм
  • угол въезда: 45°
  • угол съезда: 35°
  • преодоление неглубокого брода

Кроме того, командование армии поставило условие на наличие технологической новинки: автомобиль должен был иметь привод на все четыре колеса.

К концу 1940 года все три завода-участника представили свои образцы, и через полгода военное командование США признало их пригодными и взяло на вооружение в действующую армию.

Завод Willys Overland представил модель военного джипа Willys MA.

Через несколько месяцев после выпуска MA, Overland представил новую, улучшенную модель армейских джипов США — MB (M в названии — “military”).

Модель MB отличается от предшественника фарами, вынесенными под капот, а не расположенными на крыльях по традиции того времени. Фары крепились на поворотные конструкции, которые в случае поломки можно было вывернуть и осветить двигатель.

Кроме того, немного увеличились габариты машины по длине и ширине.

Модель MB один раз за свою историю претерпела незначительные изменения по дизайну: в 1942 году вместо полостной облицовка стала штампованной, а на левом переднем крыле появилась дополнительная стационарная фара.

Поскольку Виллисы оказались самым бюджетным вариантом, военное ведомство решило закупить именно их, сделав заказ производителю.

Завод Willys Overland не справлялся с тем количеством автомобилей, которое было заказано военными, поэтому главным поставщиком Willys MB был выбран фордовский гигант.

В результате Ford выкупил лицензию на производство внедорожников у Виллис Оверлэнд и начал выпускать большими партиями требуемые автомобили, изменив наименование на Ford GPW. Есть версия, что по первым буквам этой модели получил название целый класс автомобилей: джип (G P). Однако на самом деле Willys MB в американском автопроме принадлежал к категории автомобилей общего назначения (General Purpose Vehicle), и именно от аббревиатуры GPV берет название джип.

Виллисы на войне

По договору лендлиза в СССР с 1942 года было поставлено более 52 тыс Виллисов, которые использовались в основном как тягачи для 45-мм пушки и как основной автомобиль советского военного командования.

Американские джипы приходили в полуразобранном виде в компактных ящиках и далее собирались на Горьковском автозаводе и на заводе в Коломне.

Советские военные, использовавшие Виллисы, были довольны американскими джипами, которые по сравнению с советскими внедорожниками обладали улучшенной гидравликой и оказались более легкими в управлении. Однако в силу того, что мотор Willys MB требовал бензин с октановым числом от 66, который во время войны на территории Советского союза достать было нелегко, джипы окончательно выходили из строя, даже не пробежав 15 тыс. км. Двигатель оказался чувствительным к некачественному топливу, а узлы автомобиля нуждались в регулярной смазке, чем обслуживающий персонал пренебрегал: результат налицо.

Технические подробности

Виллисы МВ, так же как и МА, оснащались 4-цилиндровым двигателем на 60 л.с. объемом 2199см3 собственного производства.

Этим мотором обеспечивалась хорошая динамика и проходимость автомобиля, который в военное время часто использовался в качестве транспорта для перевозки тяжелых артиллерийских орудий по бездорожью.

Основу машины виллиса составляла крепкая лонжеронная рама-основа. Все агрегаты и детали авто делались максимально простыми и легкодоступными для быстрого ремонта в любое время суток и в любых условиях.

Рулевое управление поставлялось фирмой “Росс” с червячным редуктором. Руль был тугой за счет отсутствия гидроусилителя.

Трехступенчатая механическая коробка передач была сблокирована с двигателем.

Гидравлическая тормозная система распространялась на все 4 колеса, что в сложных дорожных условиях явилось для пользователей дополнительным преимуществом модели.

Заднее сидение размещено между задними колесами, багажное отделение отсутствует, однако такой дизайн оказался очень функциональным с точки зрения распределения веса между передней и задней осью колес.

Цельнометаллические скобы приварены к бокам кузова для помощи в вытаскивании забуксовавшего автомобиля. Причем небольшой вес (грузоподъемность около 250 кг) внедорожника  и удачная его планировка позволяли его вытолкнуть 2-3 людям.

Виллис оказался способным преодолевать брод до полутора метров глубиной при наличии специального оборудования. В днище были предусмотрены специальные сливные отверстия для воды, попавшей в кузов.

Из необычных характеристик джипа willys можно отметить полное отсутствие дверей — для легкого запрыгивания в кузов в экстремальной ситуации и обязательная комплектация каждого автомобиля лопатой и топором.

На базе Willys MB после войны были сконструированы гражданские автомобили повышенной проходимости с разнообразными моделями кузова и модификациями колесной базы для использования в сельском хозяйстве и промышленности.

Лишь немногие экземпляры попали в частные руки, превратившись в коллекционные модели.

Виллисы прекратили выпускать в 1981 году, однако до сих пор на ходу многие ретро джипы, выпущенные в середине 20-го века, что говорит о надежности и крепости американского военного автопрома.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *